5. Пятая или Главная загадка Карла Кауфманна (псевдонимы).

На кого можно опереться в решении этой загадки? Кто является наиболее авторитетным экспертом творчества К. Кауфманна?
Отмечу, что практически все источники информации о Карле Кауфманне ссылаются в качестве первоисточников на следующие справочники:
• Справочники Тиме/Беккер и Воллмер (содержат информацию о биографиях 250 000 художников).
• Справочники Л. Эйзенберга (содержат информацию о венских архитекторах, скульпторах, художниках, журналистах, музыкантах и т.д.).
• Справочник Генриха Фукса «Австрийские художники 19 века».
Ссылаются также на информационные ресурсы Интернета, чаще других это www.artprice.com, при этом на сайтах отсутствуют ссылки на источники информации.
После первого знакомства с творчеством Карла Кауфманна сразу же возникает вопрос: почему так много псевдонимов и почему именно эти, а не другие псевдонимы приписываются Карлу Кауфманну.
По поводу первой части вопроса, необходимо отметить, что существует мнение о том, что псевдонимы были необходимы художникам 19 века для того, чтобы обойти договорные ограничения, накладываемые на них продавцами, торговавшими произведениями искусств, и владельцами художественных галерей, требовавших эксклюзивных прав на продажу картин художника. Наличие различных подписей позволяло обходить этот эксклюзив и иметь в различных художественных галереях контракты, подписанные различными псевдонимами, под которыми и выставлялись работы художников. Но эта гипотеза не отвечает на вопрос: почему так много псевдонимов у К. Кауфманна, тогда как у многих его современников вообще не было псевдонимов? Если взять художников однофамильцев К. Кауфманна, то около десяти псевдонимов приписываются Адольфу, по одному у Вильгельма, Леона и Филиппа Фридриха, а у других однофамильцев: Ганса, Хьюго, Исидора, Анжелики, Макса, Игнаца, Вилли, Йозефа Клеменса, Фердинанда, Артура, Асмуса, Теодора – полное отсутствие таковых…
Чтобы дать ответ на вторую часть вопроса необходимо обратиться к первоисточникам информации. Что же нового мне откроет справочник Тиме/Беккер и Воллмер? В электронном справочнике 2010 года указана только общая биографическая информация о художнике со ссылкой на справочник Людвига Эйзенберга. Ну что ж, наверное, именно в нем кроется разгадка псевдонимов К. Кауфманна. Читаю справочник Л. Эйзенберга 1892 года издания – информации нет, за исключением перечня картин, выставленных на продажу в 1891 году. В справочнике 1893 года появляется короткая информация о художнике, но отсутствует какая-либо информация о псевдонимах Карла Кауфманна.
Пробую обнаружить искомую информацию в Большой энциклопедии живописи под редакцией Германна Бауэра 1976 года издания и в известном французском справочнике о художниках Э. Бенезита того же 1976 года издания – снова неудача, в обоих изданиях вообще отсутствует какая-либо информация о художнике. Попытка найти информацию в биографическом справочнике об известных австрийцах 19 – 20 вв. (Österreichisches Biographisches Lexikon 1815 – 1950) 1965 года издания опять терпит фиаско – биографии К. Кауфманна там нет. Тот же результат – в справочниках Фридриха фон Бёттихера 1979 года издания. На некоторых из работ, приписываемых кисти К. Кауфманна, под подписью художника находится подпись «Мюнхен». У меня нет уверенности в том, что эти работы выполнены рукой Карла Кауфманна (смотри ниже: Пятая загадка п. 5.5.2.) и чтобы подтвердить, либо опровергнуть авторство художника на эти работы пытаюсь найти информацию в издании о мюнхенских художниках 19 века (Lexikon der Münchner Kunst: Münchner Maler im 19. Jahrhundert) 1982 года издания, однако там нахожу только трех Кауфманов с инициалом «Н» (Hermann, Hugo и Hans). Обращаюсь к справочникам о немецких художниках под редакцией Ганса Вольфганга Зингера (1906 года издания) и Германа Александра Мюллера/Ганса Вольфганга Зингера (1921 год издания) – информация о Карле Кауфманне отсутствует. Тот же результат меня ждет в Большой энциклопедии художников (издание Кейсерса) под редакцией Г.Г. Дидриха: информации нет…
Ответа на вопрос: откуда взялась информация о псевдонимах Карла Кауфманна, по-прежнему нет! Начинает появляться мысль: а не мистификация ли это? Быть может, это всего лишь выдумка антикваров?
Наконец-то, первая удача: упоминание о псевдониме, правда, всего лишь об одном (Charles Marchant) я нахожу в справочнике Генриха Фукса 1973 года издания. Однако тут же появляется новый вопрос, так как в том же справочнике на том месте, где должен быть Marchant нахожу другой псевдоним и пример подписи: «Charles Marchand». Видимо в текст о Карле Кауфманне закралась опечатка.
Открываю Словарь подписей художников Пауля Пфистерера 1999 года издания и вижу там только одну «родную» подпись: «Karl Kaufmann». Однако в перечне художников, чьи подписи содержатся в Словаре подписей (Signaturenlexikon), указано: Карл Кауфманн, он же Анри Карнье (Henri Carnier).
В ссылках на литературу, на основании которой делается утверждение, что тот или иной псевдоним принадлежит К. Кауфманну иногда встречается ссылка на справочники Кирблевски. Добираюсь до справочников издательства Artdata под редакцией Клауса Кирблевски и Аннели Эйкель. Справочники представляют собой реестры продаж картин аукционными домами и содержат информацию об имени автора или псевдониме автора, о самой картине, цене ее продажи, годах продажи, аукционных домах, содержат ссылки на литературу. Информация о художниках в этих справочниках основана на мнении антикваров-продавцов, но интересны они тем, что первые справочники изданы в 90-е годы, когда в интернете информации о художниках было крайне мало или не было вообще. То есть мнение продавца об авторстве и принадлежности псевдонима тому или иному художнику основывалось лишь на печатных работах. В справочниках я нахожу целый ряд псевдонимов, принадлежащих, по мнению антикваров-продавцов, Карлу Кауфманну: L. Bertini, C. Carlo, H. Carnier, Gilbert, Fr. Gilbert, T. Gilbert, Fabretto, L. Fabretto, J. Holmstedt, L. van Hove, L. van Howe, Charles Kaufmann, K. Kellermann, Charles Marchand, R. Merkner, F. Merta, A. Papauschek, F. Rodek, H. Rohr, J. Rollin и т.д. При этом, по всем псевдонимам в ссылке на источник указан справочник Тиеме/Беккера, но по трем из них еще и на справочник Бенезита. Снова открываю справочник Э. Бенезита – ни по одному из указанных имен информации нет! У меня справочник 1976 года, быть может, информация о художнике появилась в более поздних изданиях?
Нахожу и открываю справочник Э. Бенезита 2006 года издания – есть информация! Но она мало что добавляет к тому, что мне уже известно, а именно: псевдонимы Карла Кауфманна согласно этому изданию справочника это «Henri Carnier», именуемый «C. Carlo» (?) и «Charles Marchand». Упомянут еще один псевдоним, да и тот под вопросом и почему-то с привязкой к другому псевдониму.
К решению загадки можно подойти и с другой стороны – логической. Как уже говорилось, Карл Кауфманн получил известность благодаря своим архитектурным ландшафтам итальянских городов, в первую очередь, Венеции и видам окрестностей Зальцбурга. Проанализируем какие же подписи стоят под видами Венеции и альпийскими ландшафтами (отличить альпийские ландшафты в окрестностях Зальцбурга от, например, южно-тирольских сложно, поэтому проанализируем подписи под всеми альпийскими ландшафтами).
Альпийских ландшафтов, подписанных собственным именем, я видел всего восемь (подписи «K. Kaufmann» – 3 и «Karl Kaufmann» – 5). Еще один ландшафт с подписью «Charles Marchand», один с подписью «Lambert», два с подписью «B. Lambert», два с подписью «J. Rollin» (вероятно, работы Адольфа Кауфманна – смотри Шестая загадка), пять с подписью «F. Rodek» и 45 ландшафтов (!!!) с вариациями подписи «Gilbert» («Gilbert» – 14, «F. Gilbert» – 22, «Fr. Gilbert» – 9).
Всего девять работ подписаны собственным именем и известным псевдонимом «Charles Marchand». Девяти работ, по-моему, явно недостаточно, чтобы стать известным ландшафтным художником, таких работ должно быть несколько десятков. Кроме того, часть из них могла быть написана в более зрелом возрасте. Из этого следует вывод: подписи «Gilbert», «F. Gilbert» и «Fr. Gilbert», скорее всего, являются псевдонимами Карла Кауфманна.
Под несколькими сотнями работ с видами Венеции, которые я видел, стоит двадцать известных вариантов подписей, приписываемых руке Карла Кауфманна: K. Kaufman, Karl Kaufman, K. Kaufmann, C. Kaufmann, Carl Kaufmann, Karl Kaufmann, H. Carnier, C. Marchand, Charles Marchand, Carlo, C. Carlo, Gilbert, F. Gilbert, Fr. Gilbert, Fabretto, F. Herink, L. Bertini, L. van Hove, L. van Howe, K. Schwartz.
Попытаться определить какие из подписей действительно принадлежат его руке можно проанализировав написание символов в подписях.
Анализ написания символов в подписях, принадлежность которых Карлу Кауфманну почти не вызывает сомнений, даёт мне список заглавных и прописных символов, которые можно использовать для сравнения с другими подписями, приписываемыми руке Карла Кауфманна.
Несмотря на то, что написание символов даже в одной и той же подписи отличается в разных работах как по наклону, так и по исполнению, на основании такого анализа всё же можно сделать пусть и не сто процентные, но всё же выводы о принадлежности той или иной подписи руке Карла Кауфманна.

 

ПодписьСимволы
Karl KaufmannK, a, r, l, u, f, m, n
Carl KaufmannC
Charles Marchandh, e, s, M, c, d
H. CARNIERH, A, R, N, I, E
C. Carloo
L. van Hove / L. van HoweL, v, w
A. DefortD, t
Fr. GilbertF, G, i, b
Итого:A, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N, R.

a, b, c, d, e, f, h, i, l, m, n, o, r, s, t, u, v, w.

Поскольку мне не удалось найти прижизненные печатные источники информации о псевдонимах К. Кауфманна, приходится основываться в своих предположениях и выводах, в основном, на логике и на информационных ресурсах Интернета, изучив которые я разделил псевдонимы К. Кауфманна на пять групп.

5.1. Первая группа.

Базовый (фактически общепризнанный) перечень псевдонимов Карла Кауфманна – обобщенный перечень двух информационных источников интернета www.artprice.com и афилированный с ним www.artistsearch.com (другие источники в Интернете, как правило, повторяют тот же набор псевдонимов, добавляя в него новые, причем зачастую без всякого обоснования). Необходимо отметить, что этот перечень псевдонимов постоянно претерпевает изменения и приводится ниже по состоянию на 2010 год, когда начинала писаться эта статья.

5.2. Вторая группа.

Если к списку псевдонимов первой группы добавить те же псевдонимы с инициалом вместо имени, с иными инициалами (по части из них есть сомнения в принадлежности К. Кауфманну – смотри Пятая группа) или без таковых, то получим еще около 40 вариантов псевдонимов второй группы (источник информации – сайт или сайты с которого или которых была получена информация, взятая, как правило, из описания лота при продаже его на аукционе).

5.3. Третья группа.

В эту группу я отнес другие приписываемые Карлу Кауфманну псевдонимы (источники предполагают, что данная подпись может принадлежать К. Кауфманну, либо ссылаются на литературные источники, в качестве которых чаще всего указываются справочники Г. Фукса, Тиме-Беккера, Э. Бенезита, иногда Л. Эйзенберга, в которых ничего не сказано о данных псевдонимах).

5.4. Четвертая группа.

К этой группе я отнес отсутствующие в справочниках и на популярных сайтах по искусству, псевдонимы, которые могут принадлежать руке Карла Кауфманна.

5.5. Пятая группа.

К этой группе отнесены псевдонимы, принадлежность которых к Карлу Кауфманну, на мой взгляд, сомнительна.

 5.5.1. Некоторые антиквары относят предполагаемые псевдонимы К. Кауфманна к авторству других художников.

5.5.2. Некоторые антиквары приписывают Карлу Кауфманну в виде псевдонимов имена других художников потому, что ему уже принадлежит псевдоним с той же фамилией, но с другим или с тем же инициалом. Ниже приведены сомнительные, на мой взгляд, псевдонимы.

5.5.3. Другие псевдонимы, в которых есть сомнения.

С 06.09.2019
Total Website Visits: 10189