9. Девятая загадка (редкие сюжеты).

Как говорилось выше, удивление вызывает техника некоторых работ, например, работа с подписью «H. Rohr» – портрет мужчины с сигаретой. Работа выполнена в филигранной технике: практически не обнаружить мазков, видимо, краска наносилась миниатюрными точками. Но удивительно не только это, не менее удивительна картина и другим: это портрет. Возникает еще одна загадка Карла Кауфмана – загадка мужчины с сигарой.

Кроме этой работы я видел еще пять портретов с подписью «H. Rohr», четыре портрета с подписью «Carl Kaufman», которую не все антиквары относят к кисти К. Кауфманна (как уже упоминалось выше, у меня также большие сомнения в её принадлежности «нашему» Карлу Кауфманну) – монах с бокалом вина, бородатый мужчина со стаканом, бородатый мужчина, курящий трубку и мужчина, набивающий трубку табаком, а также два портрета с подписью «L. Bertini» и три портрета с подписью «K. Schwartz». Как говорилось выше (смотри вторую группу псевдонимов) не все специалисты и аукционные дома считают подписи «Carl Kaufman» и «K. Schwartz» псевдонимами Карла Кауфманна, например, один из портретов с подписью «Carl Kaufman» был продан на аукционе eBay (ноябрь 2010) без всякой привязки к тому Карлу Кауфманну, о котором идёт речь. Что касается первого портрета, то если это работа К. Кауфманна, то возможно, что работа выполнена, как студенческое задание, во время обучения в художественной школе в Будапеште (эта работа была продана в 1999 году будапештским антикварным салоном Kieselbach Gallery), хотя тема «Монах с вином» была весьма популярна в конце 19 – начале 20 веков у целого ряда художников (Eduard von Grützner, Konstantin Stoitzner, Fritz Wagner и др.). В подтверждение популярности этой темы, замечу, что из шести портретов с подписью «H. Rohr» два портрета – тоже портреты монахов (монах с кружкой пива и монах с сигарой и кружкой). Если бы не подпись, я бы принял этот портрет за одну из работ Эрнста Новака (Ernst Nowak), который, кстати, как Карл и Адольф Кауфманны, также родом из Опавы (Troppau).

Портрет, подпись "Carl Kaufman"
Портрет, подпись "E. Nowak".

Чтобы попытаться подтвердить, либо опровергнуть факт принадлежности псевдонима «Carl Kaufman» герою данной статьи, давайте сравним подписи «Carl Kaufman», «C. Kaufmann», «Karl Kaufman», «Karl Kaufmann» и «K. Kaufmann».

Примеры подписей “Carl Kaufman” и “C. Kaufmann”:

Примеры подписей “Karl Kaufman”, “K. Kaufman”, “K. Kaufmann”и “Karl Kaufmann”:

Отличия в подписи «Carl Kaufman»: правый наклон в первом случае и меняющийся наклон во втором, написание буквы «К», слитное написание подписи, за исключением заглавных букв, отсутствие подчеркивания. Сходство: «черточка» над буквой «U».
Между ними находится подпись C. Kaufmann: как слитное, так и не слитное написание букв в подписи, как отсутствие, так и наличие подчеркивания, в некоторых вариантах схожее написание буквы «К». Сходство: «черточка» над буквой «U», как левый, так и правый наклон.
Необходимо отметить, что наклон на разных подписях К. Кауфманна меняется (левый, правый, без наклона), меняется также и написание символов в подписи (и слитное, и раздельное), то же самое и с подчеркиванием.
Можно отметить и ещё один факт: все подписи своим именем, кроме подписи «Carl Kaufman» стоят внизу полотна или доски. Кроме подписи «Carl Kaufman», я видел работы только с подписями «L. Bertini» и «H. Rohr», сделанными вверху работы.

Вывод:

сходства больше между вторым и третьим вариантами, чем между первым и третьим. Возможно, что во всех вариантах рука одна и та же, но уверенности в этом нет.

Заодно, посмотрим на примеры подписи «H. Rohr» – псевдоним, который признается большинством специалистов, как псевдоним К. Кауфманна:

На первый взгляд, общего еще меньше, но, если приглядеться к написанию заглавных букв, можно заметить достаточно большое сходство в их написании (см. ниже).

Итак, из примерно тысячи трехсот картин, изображения которых мне довелось видеть, авторство которых приписывается Карлу Кауфманну, только несколько работ -–портреты. У К. Кауфманна встречаются работы жанровой живописи, в том числе, и изображение отдельных личностей, но это скорее фольклорное описание костюмов и окружающей обстановки, чем портрет.

Жанровая живопись (подписи «A. Defort», «F. Rodek», «L. Bertini», «Bertini» и «K. Schwartz»):

Небольшое отступление:

  1. На мой взгляд, несмотря на то, что сюжет дворцовых сцен был достаточно популярен в жанровой живописи того времени и несмотря на то, что под этими (первыми тремя) работами стоят три разные подписи, можно сделать предположение: а не одна ли и та же рука сотворила эти работы?
  2. С другой стороны это ничего не значит, например, я видел шесть работ, под названием «Секрет», австрийской художницы Marie Mizzi Wunsch 1862 – 1898 (первая из них была выставлена на Мюнхенской художественной выставке 1894 года), которые почти идентичны работе с подписью «L. Bertini» – ещё одна очередная загадка…

Ниже приведен ещё один жанровый портрет с подписью «C. Carlo» (возможно «C. Carla»), отличной по написанию от других подписей (см. п. 5.1) и принадлежащую, скорее всего, другому художнику.

Картина с подписью "C. Carlo" или "C. Carla".

Возвращаемся к портретам: на каждом из четырех портретов с подписью «Carl Kaufman» присутствуют два из трех элементов: борода, стакан/бокал и трубка. На двух из портретов с подписью «H. Rohr» присутствует сигара и на двух кружка. На мужских портретах с подписью «K. Schwartz» присутствует трубка и кружка.

Я плохой физиономист, но похоже, что второй и третий портреты из приведенных ниже – это портреты одного и того же человека. При этом, о чем уже говорилось, нет уверенности в том, что они принадлежат кисти «нашего» Карла Кауфманна. Но если и принадлежат, то в любом случае таких работ всего пятнадцать (хотя кому-то, может быть, повезло больше, чем мне!). О шестом портрете с подписью «H. Rohr», который мне встречался (портрет бородатого мужчины в шляпе), тяжело сказать что-либо определенное из-за очень плохого качества изображения, которое я видел.

Портреты с подписью «Carl Kaufman»:

Портреты с подписью «L. Bertini», «K. Schwartz» и «H. Rohr»:

Необходимо иметь достаточно вескую причину, чтобы вдруг изменить стиль и взяться писать портрет. Видимо, такой причиной может быть желание сделать приятное близким людям, например, родителям. Но если мы посмотрим внимательно на подписи «H. Rohr» под портретами, то увидим, что это абсолютно разные подписи, о чём уже упоминалось выше. На двух портретах вертикальное написание всей подписи и слитное написание первых двух символов «H» и «R». Подписей под портретами монахов я, к сожалению, не видел.

Подпись "H. Rohr"

Только подпись под портретом мужчины с сигарой совпадает с подписями под характерными для К. Кауфманна ландшафтными пейзажами и городскими видами.

Вывод: как минимум, два портрета принадлежат, скорее всего, кисти другого художника.

Пример подписей «H. Rohr», выполненных с наклоном и раздельным написанием первых символов:

Пример подписей «H. Rohr» выполненных с раздельным написанием первых символов и без наклона или почти без наклона:

Я видел ещё два портрета, подписанных «CKaufmann» со слитным написанием заглавных символов «CK», авторство которых, как уже говорилось выше (5.5.2), по моему мнению, принадлежит другому, вероятно, мюнхенскому художнику с той же фамилией.

Портрет, подписанный "CKaufmann".
Портрет, подписанный "CKaufmann".

Итак, только о трёх портретах можно с достаточной уверенностью сказать, что они могут быть написаны рукой Карла Кауфманна – это портреты сапожника, повара и портрет мужчины с сигарой (в п. 5.1 уже говорилось, что по информации справочников Artdata автором подписи «K. Schwartz» является художник Georg Fischhof). Хотя в принадлежности подписи «L. Bertini» руке Карла Кауфманна нет полной уверенности – ряд сайтов относят авторство этой подписи итальянскому художнику Лучано Бертини (Luciano Bertini). На третьем из портретов изображен пожилой уже человек в белой рубашке, поверх которой одет фартук, его голову покрывает небольшая шапочка, хотя человек находится не на улице, а видимо, в мастерской в момент отдыха. Причем, поскольку он явно не монах, то шапочка на его макушке, скорее всего, еврейская ермолка (кипа). Не похож он и на простого ремесленника, которые, я думаю, не курили сигары. А может быть фартук нужен для того чтобы не испачкаться краской? Тогда вполне может быть, что перед нами автопортрет (мы уже выяснили ранее, что Карл Кауфманн родился в еврейской семье).

Портрет мужчины с сигарой (H. Rohr):

Если последняя гипотеза верна, то тогда под этой работой можно сделать подпись:

Карл Кауфманн (8 ноября 1843 Неплаховиц – 1901/02/05 Вена).

Кроме портрета, существуют ещё два редких для Карла Кауфманна жанра. Один из них – это натюрморт. Я видел три натюрморта, подписанных «L. van Hove», «Karl Kaufmann», «K. Kaufmann» и ещё три натюрморта с подписью «K. Schwartz» (примеры цветочных натюрмортов уже приводились выше – см. 5.1).

Натюрморт, подписанный «K. Schwartz».

Ещё один редкий для Карла Кауфманна жанр – анималистика. Из более, чем тысячи трёхсот работ, авторство которых приписывается Карлу Кауфманну, я видел всего шесть анималистических работ – два пейзажа с коровами (подписи «L. Bertini» и «H. Rohr»), один пейзаж с овцами (подпись «H. Rohr»), пейзаж с кабанами (подпись «H. Rohr»), пейзаж с косулями (подпись «H. Rohr»), пейзаж со слонами (подпись «H. Rohr») и ещё двенадцать условно анималистических, где животные являются лишь дополнением пейзажа: лесной пейзаж с оленем (подпись «B. Lambert»), лесной пейзаж с кабаном (подпись «H. Rohr»), три пейзажа с коровами (подписи «Th. Walter», «F. Gilbert» и «H. Rohr»), четыре лесных пейзажа с повозками или санями (подписи «Th. Walter» и «Karl Kaufmann»), два лесных пейзажа с овцами (подписи «B. Lambert») и пейзаж с гусями (подпись «K. Schwartz»). На некоторых лесных пейзажах присутствуют пернатые, но эти работы нельзя назвать даже условно анималистическими.

Анималистические и условно анималистические пейзажи, подписанные «L. Bertini», «H. Rohr», «Th. Walter», «Karl Kaufmann», «K. Schwartz», «B. Lambert» и «F. Gilbert» :

Встречаются также и просто редкие сюжеты, например, я видел всего одну работу Карла Кауфманна с видом заболоченного озера и одну с видом голландской деревни, всего один панорамный и один архитектурный пейзаж с подписью «B. Lambert», всего один не архитектурный пейзаж с подписью «L. van Howe» и три – с подписью «H. Carnier» …

С 06.09.2019
Total Website Visits: 10174