6. Шестая загадка (два Кауфманна).

А теперь немного о шестой загадке – загадке двух Кауфманнов. Это загадка двух художников с одной и той же фамилией, родившихся, примерно в одно и то же время и в одной и той же местности (Троппау или его окрестности и Неплаховиц, Австрийская Силезия), проживавших в одно и то же время в одном городе, писавших в сходной манере, примерно в одно и то же время виды одних и тех же городов, ландшафтные пейзажи одних и тех же стран (Италия, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды), одних и тех же рыбаков в одних и тех же норвежских фьордах и одни и те же реки и озёра в одних и тех же альпийских горных долинах и, возможно, по крайней мере, так утверждает большинство специалистов, подписывавших часть своих картин одним и тем же псевдонимом «J. Rollin». Не кажется ли вам, что слишком много общего между этими двумя Кауфманнами?

Но сначала немного об австрийском же художнике Адольфе Кауфманне, немного истории и демографической статистики.

Адольф Кауфманн (Троппау, 1848 – Вена, 1916).

Ряд источников называют местом рождения не сам город Троппау, а округ Троппау, некоторые указывают, как возможный год рождения – 1858 (официальный сайт города Опава указывает годы жизни художника с 1848 по 1916). Один из источников (Österreichisches Biographisches Lexikon 1815 – 1950) называет местом рождения художника Холлешау (чеш. Holešov, нем. Holleschau).

Ландшафтный живописец и маринист Адольф Кауфманн начинал свою карьеру как самоучка. В 1870 году Адольф Кауфманн едет в Париж, чтобы учиться у голландского анималиста и ландшафтного живописца Эмиля ван Марке де Люммена (Emile van Marcke De Lummen 1827 – 1890), у которого было имение в Нормандии. Здесь молодой художник в первый раз соприкасается с тем новым, революционным взглядом на природу, который, будучи усиленным знакомством с «барбизонцами», наложил сильный отпечаток на его творчество, в котором заметно влияние таких художников, как Жан Франсуа Милле (Jean-Francois Millet 4.10.1814 – 20.01.1875), Теодор Руссо (Theodore Rousseau 1812 – 1867) и Жюль Дюпре (Jules Dupre 1811 –1889).

Благодаря своему выдающемуся таланту А. Кауфманн привлекает к себе скоро большое внимание. Многие любители искусства покупают его картины, например, Наполеон III. Годы с 1879 по 1881 отмечены активными путешествиями по Европе и Востоку. За Германией следуют Россия, Норвегия, Польша, Голландия, Франция и Бельгия. Кроме этого, Кауфманн совершил поездки по Нормандии и Бретани. Во Франции он подписывался псевдонимом А. Гюйо. А. Кауфман живет попеременно в Париже, Берлине, Дюссельдорфе и Мюнхене, работает в академиях этих городов и участвует в многочисленных выставках. Адольф Кауфманн становится членом Венской академии изобразительных искусств и основывает вместе с бароном Карлом фон Мероде (также выпускником Венской академии) женскую художественную школу. В последующие годы с 1890 по 1913 год Кауфманн участвует в больших выставках в Венском доме художников и Мюнхенском стеклянном дворце. После очередного краткого пребывания в Париже он принимает решение в 1890 году окончательно поселиться в Вене (согласно справочника Л. Эйзенберга по адресу: G. IV. Weyringergasse 15), однако на протяжении своей жизни неоднократно возвращается в Париж.

Сделаю небольшое отступление. Просмотрев каталоги международных художественных выставок в Мюнхенском Королевском Стеклянном дворце (Kgl. Münchener Glaspalast), можно определить в каких выставках участвовал Адольф Кауфманн: 1883, 1897, 1901, 1902, 1905, 1908, 1909. В каталогах выставок до 1901 года включительно указывался только город, в котором проживал художник-участник выставки, а, начиная с 1902 года стал указываться полный адрес. В каталогах выставок 1902, 1905, 1908 и 1909 гг. указан адрес проживания Адольфа Кауфманна: Wien IV, Weiringergasse 37, несколько отличающийся (не только номером дома, но и ошибкой в написании улицы) от указанного в справочнике Людвига Эйзенберга.

Венское общество также восторженно принимает произведения А. Кауфманна. Те путешествия, которые художник предпринимает до 1899 года, проходят, в основном, по коронным землям Австро-Венгрии. На это время приходятся и его успех в связи с Парижской всемирной выставкой, а также многие награды и чествования. 1900 год – это вершина творческой карьеры Адольфа Кауфманна. Он получает заказ от императорско-королевского министерства финансов для австро-венгерского павильона всемирной выставки в Париже на создание гигантской панорамы Сараево (размером 170 кв. м). Картина является одним из гвоздей программы всемирной выставки. Султан Абдул Хамид после осмотра австрийского павильона был так поражен, что сразу же заказал Адольфу Кауфманну колоссальную картину с изображением входа в гавань Константинополя. В 1909 году Адольф Кауфманн становится действительным членом Венского дома художников. В 1910 году он едет в Голландию, в 1912 – в Амстердам и Южный Тироль. 1913-й год приводит его опять в Голландию и после в Норвегию, где возникают его картины с видами фьордов. В 1914 году он предпринимает свое последнее путешествие в Верхнюю Италию.

Произведения Адольфа Кауфманна до сегодняшнего дня представлены в многочисленных музеях и собраниях. Так картины художника входят или входили в собрания Художественного музея в Стамбуле, Музея Троппау, Великого герцога Баден-Баден, императора Австрии, Министерства просвещения в Вене, кронпринцессы Штефани, эрцгерцога Фридриха, русского царя Николая II, испанской королевы Изабеллы II и музея Леопольда в Вене.

Награды:

  • Премия Добнера (Dobnerpreis), 1901;
  • Медаль эрцгерцога Карла-Людвига (Erzh.-Karl Ludwig-Medaille), 1904;
  • Большая золотая медаль, Сан-Луи (США), 1904;
  • Золотая и серебряная медали, Зальцбург;
  • Золотая государственная медаль, Вена.

Когда изучаешь биографии двух художников, местами создается впечатление, что речь идет об одном и том же человеке, не правда ли?

Такое же впечатление создаётся, когда сравниваешь некоторые их работы.

A. Kaufman.
A. Kaufman.
M. Bandouch.
M. Bandouch.
A. Kaufmann.
A. Kaufmann.
A. Kaufman.
A. Kaufman.
A. Kaufman.
A. Kaufman.
A. Kaufmann.
A. Kaufmann.
A. Kaufmann.
A. Kaufmann.
B. Lambert.
B. Lambert.
B. Lambert.
B. Lambert.
H. Carnier.
H. Carnier.
Karl Kaufmann.
Karl Kaufmann.
B. Lambert.
B. Lambert.
Fr. Gilbert.
Fr. Gilbert.
Karl Kaufmann. Венеция.
Karl Kaufmann. Венеция.

Кстати, о псевдонимах: художник подписывал свои произведения как собственным именем, так и псевдонимами, правда, не такими многочисленными, как у Карла Кауфманна. Если ориентироваться на Artprice, то кроме упомянутого A. Guyot (это единственный псевдоним из всех, приписываемых художнику псевдонимов, который указан в одном из старых справочников – это справочник Г. Фукса) это также: Widmar, G. Salvi, A. Jarptmann, R. Wohl Neiber, A. Papouschek, Tietz, J. Rollin, M. Badouch, L. Bayer. Справочники Artdata называют еще один псевдоним А. Кауфманна: Hauser. Правда, некоторые картины чётко подписаны Papauschek, а не Papouschek, да и инициал то ли «A», то ли «J» – прочитать можно по-разному (вопрос творческой фантазии), да и как уже отмечалось выше псевдоним A. Papauschek справочники Artdata под редакцией Кирблевски приписывают авторству К. Кауфманна, а ряд специалистов считают, что читается эта подпись, как «J. Papauschek» и принадлежит австрийскому художнику Игнацу Папаушеку (1864 – 1910). Оба мнения ошибочные, поскольку я видел работы с этой подписью датированные более поздними, чем даты смерти этих художников датами, например, 1911 годом.

Я не встречал ни одной картины с подписью M. Badouch, зато мне встречались работы с подписью M. Bandouch (в моей коллекции пять работ с такой подписью).

При этом, посмотрев на то, как написаны последние символы в двух последних подписях возникает вопрос: а это не тот ли самый художник, о котором я писал несколько выше (п. 5.2)? Необходимо заметить, что и символы «J» и «P» в подписи JPapauschek, также написаны слитно. Давайте сравним фрагменты этих подписей еще раз.

Так, быть может, это не СKaufmann, а АKaufmann, т.е. вариант подписи Адольфа Кауфманна, тем более, что он, в отличие от Карла Кауфманна жил и работал в Мюнхене достаточно долго?..

Как уже упоминалось выше, отдельная тема – это псевдоним «J. Rollin», который приписывается одновременно обоим художникам. Чтобы разобраться в его принадлежности сравним варианты этой подписи.

Какие выводы можно сделать, просмотрев подписи?

Во-первых, все подписи почти идентичны и отличаются только наклоном и наличием, либо отсутствием подчёркивания, то есть принадлежат одному, а не двум художникам.

Во-вторых, наличие подписи, датированной 1909 годом, говорит о том, её автором не может быть Карл Кауфманн.

Сравнив работы, подписанные «J. Rollin» и «A. Kaufman» можно сказать, что, во-первых, стиль этих работ очень близок и, во-вторых, есть одна черта характерная для многих пейзажей А. Кауфманна и отсутствующая, за редким исключением, в похожих работах других художников: бело-серый налёт на стволах не только у берёз, но и у других деревьев. Эта деталь присутствует, как на работах, подписанных «J. Rollin», так и на работах подписанных «A. Kaufman» или «M. Bandouch», что, на мой взгляд, добавляет ещё один штрих к мнению специалистов о принадлежности этой подписи Адольфу Кауфманну. Правда, схожий «налёт» можно увидеть и на некоторых работах, подписанных «W. Moras» (Walter Moras 1856 – 1925) или «B. Lambert», но, как отмечалось выше, у меня нет уверенности в том, кому из художников принадлежит этот псевдоним – Карлу Кауфманну или Ламберту Бауэру.

Фрагменты пейзажей, подписанных «A. Kaufman», «J. Rollin» и «M. Bandouch»:

Пейзажи, подписанные «J. Rollin», «A. Kaufman» и «M. Bandouch»:

Впрочем, творчество А. Кауфманна не является темой данной работы, поэтому вернемся к К. Кауфманну и демографии.

Население Чешской Силезии.

На 31.12.2008 немцы составляли 0,5% населения Чехии, при этом их основная часть проживала в Чешской Силезии.

По переписи 1910 года в Австрийской Силезии проживали 756 949 человек. Из них 41,5 % были этнические (судетские) немцы, 31 % — поляки и 26 % — чехи. Евреев насчитывалось 1,5 % (в 1857 году — 0,7 %).

В Троппау в 1840 году проживало около 10 000 человек, в 1880 году – 20 563 человека. По данным австрийской переписи 1910 г. в Троппау было 30 762 человек, 29 587 из которых имели постоянное место жительства. При переписи опрашивалось население об их родном языке, 27 240 (92%) были немецкоязычными, 2 039 (6,9%) считали родным языком чешский и 274 (0,9%) говорили на польском. Евреи не могли объявить родным языком идиш, большинство из них, таким образом, заявили родным языком немецкий. Наибольшая религиозная группа населения была католической и составляла 92,2%, далее следовали протестанты (3,7%) и евреи (3,6%).

Отмечу также, что Неплаховиц это небольшой населенный пункт, численность его населения на момент написания данной статьи составляла всего 876 человек. Данные о численности населения во второй половине 19 века обнаружить не удалось.

Таким образом, можно предположить, что в Троппау и ближайших к нему населенных пунктах в 1840 году проживало от 150 до 360 евреев. Рождаемость в немецких семьях в середине 19 века была около 5, в конце 19 века снизилась до 4,3. Таким образом, среднестатистическая немецкая семья в середине 19 века состояла из 6 человек (с учетом детской смертности). Несмотря на формальные ограничения (разрешение на брак в то время давалось только одному сыну в еврейской семье) многие евреи стали вступать в брак без ограничений. Если предположить, что рождаемость в еврейских семьях была такой же, как в немецких семьях, получится, что в это время в районе Троппау проживало от 25-ти до 60-ти еврейских семей (для сравнения, право жительства в Вене в 1847 году имели 197 еврейских семей).

Предположить, что две семьи из них оказались однофамильцами, конечно же, можно, но с учетом того, что фамилия Kaufman(n) не входит не то, что в первую десятку, а даже в список 50-ти самых распространенных немецких и еврейских (по некоторым данным – 61 место) фамилий, более вероятно предположение о том, что они являлись родственниками.

Карта северо-западных окрестностей Опавы:

Как уже отмечалось выше, один из источников (Österreichisches Biographisches Lexikon 1815 – 1950) указывает место рождения Адольфа Кауфманна не в Силезии, а в Моравии – город Голешов (чеш. Holešov, нем. Holleschau), примерно, в 86 км. к югу от Троппау (Опавы). Что это ошибка? А быть может, как и в случае с Карлом Кауфманном это лишь похожее на настоящее место рождения художника название? А нет ли населенных пунктов с похожими названиями вблизи Опавы? Как не удивительно есть! В 8 км. от Опавы находится населенный пункт разделенный шоссе Опава – Крнов (Krnov) на две части. Часть этого населенного пункта, находящаяся к югу от шоссе – это уже знакомый нам поселок Неплаховиц (Neplachovice), а к северу от шоссе к нему примыкает Голасовице (чеш. Holasovice, нем. Kreuzendorf). Забавное совпадение, не правда ли?

После получения мною ответа из Генерального консульства Чешской Республики, подтверждающего мою гипотезу о месте рождения Карла Кауфманна, мне приходит в голову идея: а не попробовать ли поискать связь между А. Кауфманном и Неплаховице. Единственная такая связь (но зато какая!) нашлась в отчете Анны Стаудахер «18000 выходов из иудейской веры в Вене, 1868 – 1914». Согласно отчета (стр. 294), родившийся 15 мая 1848 года художник Адольф Кауфманн из Неплаховице (Neplachowitz), вышел из иудейской веры в 1886 году.

В любом случае, молодые люди одной национальности с разницей 5 лет в возрасте, оба увлекающиеся живописью, живущие недалеко друг от друга (а может быть через дорогу друг от друга или даже в одном доме) должны были знать друг друга. Тогда становится понятным, почему два художника писавшие в одно и то же время, примерно в одном стиле, в одних и тех же странах подписывали свои картины одним и тем же псевдонимом: J. Rollin (если отнесение авторства этой подписи к разным художникам верно). При этом ни один из них не предъявил официальных претензий к другому, как принято сейчас говорить, на предмет защиты авторских прав. Таким образом, можно сделать предположение о том, что художники Карл Кауфманн (1843-1905) и Адольф Кауфманн (1848-1916) были не только хорошо знакомы друг с другом, но и являлись родственниками. В этом случае один из художников мог подшутить над другим, подписывая свои картины тем же псевдонимом.

Чтобы проверить это предположение я набираюсь наглости и пишу еще один запрос в Генеральное консульство Чешской Республики, на этот раз по поводу Адольфа Кауфманна. К моему сожалению, получаю отрицательный ответ: данных о рождении Адольфа Кауфманна в Неплаховице или Голасовице не обнаружено (впрочем, в то время далеко не все новорожденные в еврейских семьях регистрировались в католических приходах, часто регистрировали только мальчика первенца).

 

Выводы:;

1. Место рождения Адольфа Кауфманна – Неплаховице;

2. Дата рождения – 15 мая 1848;

3. Псевдоним “J. Rollin”, скорее всего, принадлежит Адольфу Кауфманну;

4. Информационные ресурсы неверно указывают псевдоним А. Кауфманна: не “M. Badouch”, а “M. Bandouch”;

5. Псевдоним “J. Papauschek” не может принадлежать руке Карла Кауфманна.

С 06.09.2019
Total Website Visits: 10188