Карта севера Австро-Венгрии 1862 г.:

Ответ консула Чешской Республики в СПб:

3.Третья загадка (место рождения).

Почти все справочники, антиквары и аукционные дома указывают местом рождения Карла Кауфманна населенный пункт Neuplachowitz в Силезии; некоторые указывают регион более точно: в Австрийской Силезии. Однако ни на современных, ни на исторических, географических или политических картах мира населенного пункта Neuplachowitz нет и не было.

Отсутствуют также и какие-либо упоминания об этом населенном пункте, кроме как о месте рождения Карла Кауфманна. Поиск населенных пунктов с аналогичными названиями Новый(ое) Плаховиц(е) на чешском и польском языках также не дает положительных результатов. Исключением является Nové Plachoviсe, которое некоторые чешские сайты называют местом рождения художника, но это, видимо, не более чем прямой перевод на чешский с немецкого, так как упоминание и этого населенного пункта отсутствует, как на географических или политических картах Европы, так и в каких-либо документах.

Также отсутствуют, как на картах, так и в документах какие-либо упоминания населенных пунктов с похожими названиями: Novy или Nowy Plachovitce/ Plahovitce/ Plachowitce/ Plahowitce/ Plachovice/ Plahovice/ Plachowice/ Plahowice.

Отсюда можно сделать вывод: местом рождения художника указан вымышленный населенный пункт, либо его название указано с ошибкой в написании. Было бы очень странно если бы, достаточно известный художник указал вымышленное место своего рождения, поэтому, скорее всего, дело в ошибочном написании населённого пункта. Где же родился Карл Кауфманн? Общий ответ: где-то в Австрийской Силезии. Следовательно, для начала надо найти её границы по состоянию на 1843 год. Где же она Австрийская Силезия? Для ответа на этот вопрос необходимо немного заняться историей и географией Европы.

Большинство городов и деревень на территории Австрийской Силезии были основаны немецкими переселенцами, о чём говорят немецкие названия большинства населённых пунктов на её территории в XVIII—XIX веках. Этот процесс начался при великопольском князе Генрихе I из королевского рода Пястов, который в начале XIII столетия приглашает на свои земли ремесленников, горняков, крестьян и торговцев из Саксонии, Тюрингии и Франконии, а новым городам предоставляет Магдебургское городское право.

Административным центром Австрийской Силезии был город Троппау (Troppau), ныне Опава (Opava) — город в Чехии, на реке Опава (население составляет около 59 тыс. жителей). Первое поселение возникло на берегу реки Опава в X веке и служило перевалочным пунктом на Янтарном пути от Адриатики к Балтике. В XII веке в этих местах обосновались купцы с берегов Дуная и из Нижней Саксонии. В 1224 году поселение получило статус города. Опава стала центром Опавского княжества (с 1348 года – лен чешского короля). В результате заключенного в 1748 году Ахенского мира, по которому почти вся Силезия отошла к Пруссии, Опава разорвала торговые связи с богатейшей прилегающей территорией.

К 1900 году герцогство Верхней и Нижней Силезии со столицей в Троппау занимало площадь в 5 140 км² с населением в 670 тыс. чел.

Следовательно, место рождения Карла Кауфманна надо искать в Чешской Силезии, либо в Тешинской Силезии, вошедшей в 1919 году в состав Польши, ибо именно они до 1919 года составляли Австрийскую Силезию, то есть искать надо в северо-восточной части Чешской республики (в районе Опавы) или в юго-западной части Польши (в районе Тешина).

Самое простое предположение о том, из-за чего могла возникнуть ошибка в написании населённого пункта Neuplachowitz – это версия лишней буквы. Предположив, что некий писарь, оформлявший документы, решил, что это Новый Плаховиц, тогда как это был Неплаховиц (не Neu, а Ne), мы сразу же найдем и Neplachowitz (немецкое название) и Neplachovice (чешское название). Это населённый пункт, находящийся в Чешской Силезии, примерно в 8 км. от чешского города Опава (немецкое название Troppau). Как уже было сказано, некоторые источники называют местом рождения Карла Кауфманна город Троппау (Опава). Возможно, что эта ошибка связана с неверной идентификацией Карла Кауфманна, как Адольфа Кауфманна (1848 Троппау – 1916 Вена), но если нет, то это может быть лишним подтверждением вышеизложенной гипотезы, поскольку Неплаховиц является фактически пригородом Опавы (Троппау).

Что же сделать для того, чтобы проверить эту гипотезу? Самое простое – это сделать запрос, о том был ли зарегистрирован в 1843 году в Неплаховице новорожденный Карл по фамилии Кауфманн. И я обращаюсь с такой просьбой в Генеральное консульство Чешской Республики в Санкт-Петербурге. Уже через месяц 7 ноября 2011 года я держу в руках ответ консула господина Йиржи Томеша: в книге записей римско-католического прихода населённого пункта Неплаховице за 1843 год была обнаружена запись о рождении 8 ноября 1843 г. в иудейской семье торговца Йозефа Кауфманна и его супруги Барбары сына Карла Кауфманна.

Гипотеза оказалась верной!

С 06.09.2019
Total Website Visits: 10193