7. Седьмая загадка (J. Holmstedt и H. Elmblad, C. Holmstedt и Ch. Laarsen).

Подписи «J. Rollin» и «J. Papauschek», которые были рассмотрены выше (см. шестая загадка), – не единственные подписи, которые приписываются не только Карлу Кауфманну, но и другим художникам. Еще один из таких загадочных псевдонимов – это псевдоним «J. Holmstedt». Авторство картин с этой подписью кочует от одного художника к другому в зависимости от аукционного салона (дома), его продающего. Некоторые картины меняют своего автора по нескольку раз. Различные аукционные дома причисляют авторство картин с подписью «J. Holmstedt», кроме Карла Кауфманна, ещё трём художникам. Это австриец Joseph Holmstedt (1841-1918), швед Johann Holmstedt (1851-1929), норвежец Jacob Holmstedt (1851-1929), причем у двоих последних совпадает жизненный период, т.е. это, скорее всего, один и тот же художник. А такие аукционные дома, как Бергманн и Хампель, также, как и справочник Генриха Фукса утверждают, что под псевдонимом «J. Holmstedt» скрывается австрийский художник Alois Arnegger (1879 – 1963). При этом, подписи под всеми картинами практически абсолютно идентичны (некоторые подписи отличаются только наклоном букв), т.е. принадлежат лишь одному из пяти перечисленных художников (примеры подписи «J. Holmstedt» приведены в Приложении). Это утверждение относится ко всем работам, кроме двух.

Так чья же это подпись: шведа, норвежца, или одного из трех австрийцев? Справочники Artdata, под редакцией Кирблевски, указывают этот псевдоним, как псевдоним Карла Кауфманна. В справочниках Тиеме/Беккера, Э. Бенезита, Ганса Вольфганга Зингера, Л. Эйзенберга и Фридриха фон Бёттихера художники с фамилией Холмстедт отсутствуют.

Начнем с Алоиса Арнеггера. Художник известен, в первую очередь, как ландшафтный художник. Основные темы в его творчестве – это виды австрийских и швейцарских Альп, лесные ландшафты и виды побережья Италии: Неаполь, Сорренто, Сицилия, Капри. Какие можно сделать выводы, ознакомившись с творчеством этого художника? Во-первых, я не встретил каких-либо упоминаний о его пребывании в Норвегии, а во-вторых, стиль его работ имеет очень мало общего с работами, подписанными «J. Holmstedt».

Имеет смысл сравнить, как наиболее близкие по сюжету, виды норвежских фьордов Холмстедта с альпийскими видами А. Арнеггера. Я видел 75 альпийских ландшафтов Алоиса Арнеггера всех оттенков красного: от нежно-розового до алого. Очень похожие альпийские ландшафты я видел только у десяти художников – это венгр Ласло Неогради (Laszlo Neogrady 1896 – 1962), сын Алоиса Арнеггера Готтфрид (Gottfried Arnegger 1905 – ?), русские Иван Федорович Шультце (Ivan Fedorovich Choultse 1874 – 1939) и Илья Николаевич Занковский (Ilia Nikolaevich Zankovski 1832 – 1919), австрийцы Фридрих Коко-Миколетцки (Friedrich Albin Koko-Mikoletzky 1889 – 1981) и Ганс Штербик (Hans Sterbik 1907 – 1944), немцы Эрвин Кеттеманн (Erwin Kettemann 1897 – 1971), Теодор Блэттербауэр (Theodor Blätterbauer 1823 – 1906), Генрих Функ (Heinrich Funk 1807 – 1877), американский немец Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt 1830 – 1902) и американский англичанин Томас Моран (Thomas Moran 1837 – 1926). Есть ряд похожих работ других художников, например, румына Филиппа Папста (Filip (Philipp) Papst 1915 – ?) или немца Йоханнеса Хардерса (Johannes Harders 1871 – 1950), но альпы на них скорее золотые, чем розовые или алые. Видел также несколько почти идентичных работ с почти идентичной подписью «A. Arnegger» авторство которых, ошибочно, на мой взгляд, приписывается Алвину Арнеггеру (Alwin Arnegger 1883 – 1916).

Работы Алоиса Арнеггера можно спутать с работами Неогради, Шультце, Коко-Миколетцки, Кеттерманна или других упомянутых выше художников, но никак не с работами, подписанными «J. Holmstedt».

В-третьих, из почти двух сотен его работ (из них более 70-ти – горные ландшафты), которые мне удалось посмотреть, я не нашел ни одной подписанной псевдонимом: все они подписаны «A. Arnegger», совсем редко «Arnegger».

В-четвертых, сравнение подписей «J. Holmstedt» и «A. Arnegger» (примеры подписей «A. Arnegger» также приведены в Приложении) дает повод говорить о том, что в них мало общего, даже с учетом того, что подпись А. Арнеггера видоизменяется на некоторых картинах (наклон символов, различное написание символов «r», «g» и «А»).

Как мне кажется, на основании приведенной выше информации, можно сделать однозначный вывод о том, что подпись «J. Holmstedt» не является псевдонимом Алоиса Арнеггера, то есть сделать ещё один шаг к разгадке очередной головоломки.

Но мое удовлетворение оказывается преждевременным, поскольку я нахожу одну работу этого художника с видом норвежского фьорда!.. Эта находка делает этот вывод не таким уж однозначным… Но у Алоиса Арнеггера это единственный вид фьорда, а у Карла Кауфманна их десятки, подписанные различными псевдонимами, правда норвежские фьорды в розово-красно-пурпурных тонах подписаны лишь одним псевдонимом «J. Rollin», который причисляется сразу двум художникам: как Карлу, так и Адольфу Кауфманну и, на мой взгляд, принадлежит скорее второму, чем первому, о чём уже говорилось ранее.

Впрочем, виды норвежских фьордов, в том числе и «солнечных» фьордов, разных художников, например, таких как Anders M. Askevold, C. Bergfeld, Carl Bertold, Nils Hans Christiansen, Johannes Bartholomäus Duntze, Johan Fredrik (Frederick) Eckersberg, Therese Fuchs, Fritz Grebe, Hans Frederick Gude, Johannes Harders, Johann Jungblut, Walter Moras, Adelsteen Eilert Normann, Carl August Heinrich Ferdinand Oesterley, Georg Anton Rasmussen, Ivan Fedorovich Shultse, Adolf Gustav Schweitzer, Josef Thoma и многих других весьма схожи.

Вывод 1:

на мой взгляд, маловероятно, что автором картин с подписью «J. Holmstedt» является Алоис Арнеггер.

Что касается картин трех Холмстедтов, то никакой дополнительной информации об этих художниках, равно, как и каких-либо иных работ, кроме видов фьордов, мне найти не удалось.

Если сравнивать различные подписи К. Кауфманна с подписью «J. Holmstedt», то мы увидим, по крайней мере, одно сходство: очень многие подписи К. Кауфманна выполнены с подчеркиванием (см. выше, а также Приложение).

H. Elmblad.
H. Elmblad.

Примеры альпийских ландшафтов, подписанных «A. Arnegger»:

Примеры альпийских ландшафтов Ласло Неогради:

Альпийские ландшафты Готтфрида Арнеггера, Филиппа Папста и Ивана Фёдоровича Шульце:

Примеры розовых альпийских пейзажей Фридриха Коко-Миколетцки:

Примеры золотистых пейзажей Йоханнеса Хардерса и розовых пейзажей Альберта Бирштадта:

Примеры розовых горных пейзажей Ганса Штербика (Tony Haller) и Эрвина Кеттеманна:

Розовые и алые горные пейзажи Ильи Занковского, Теодора Блэттербауэра и Генриха Функа:

Скалистые горы Томаса Морана:

Виды алых норвежских фьордов, подписанные «A. Arnegger» и «J. Holmstedt»:

Виды «солнечных» фьордов, подписанные «J. Rollin»:

«Солнечные» фьорды, подписанные «Nils Hans Christiansen»:

Кроме этого, Карлу Кауфманну приписываются работы с видами норвежских фьордов, подписанные отличными от «J. Holmstedt» псевдонимами («B. Lambert», «Ch. Laarsen», «Charles Marchand», «J. Rollin», «H. Rohr», «Karl Kaufmann», «K. Schwartz»). Их примеры приведены. При этом, необходимо учесть, что псевдоним «J. Rollin» приписывается также и Адольфу Кауфманну. Виды фьордов, подписанные, по мнению продавцов, подписями «Ch. Larsen» и «O. Larsen» приводились выше в пятой главе. Виды фьордов подписанные, приписываемыми К. Кауфманну, псевдонимами, например, такими как «A. Oelmsted», «C. Bertold» и «J. Nollet», здесь не приводятся.

Примеры норвежских фьордов Карла Кауфманна (за исключением работ с подписью «J. Rollin», приведенных выше), подписанных «A. Lambert», «B. Lambert», «C. Marchand», «Ch. Laarsen», «Charles Marchand», «H. Rohr», «K. Kaufman», «K. Schwartz», «Karl Kaufmann»:

Можно отметить и сходство в написании ряда символов в подписях “J. Holmstedt” и других подписях, приписываемых руке этого художника. С другой стороны, написание символа «H» в этой подписи не совпадает с другими подписями Карла Кауфманна, например, с подписью «H. Carnier», но совпадает с подписью “H. Elmblad”. Небрежное, неразборчивое написание символов в этих подписях, также не характерно для других подписей художника.

Сравнение подписей «Karl Kaufmann», «K. Schwartz», «J. Holmstedt» и «H. Carnier»:

Но не все работы с этой подписью, как уже упоминалось, близки по исполнению, точнее все, кроме одной. Я видел 100 работ с подписью «J. Holmstedt», из них все работы, кроме одной, очень близки по стилю и все работы, кроме двух, почти идентичны по подписи. Одна работа отличается от остальных, как по подписи, так и по стилю (манере) исполнения.

Примеры работ с отличающимися стилями исполнения и написанием подписей «J. Holmstedt»:

Я видел ещё две работы, выполненные в стиле К. Кауфманна, но отличающиеся исполнением подписи (более чёткое и раздельное написание последних символов), которое несколько ближе, например, к написанию подписей «Karl Kaufmann» и «Karl Kaufman», чем все остальные подписи «J. Holmstedt».

Подписи “J. Holmstedt”, отличные по написанию от других таких подписей:

подпись "J. Holmstedt".
подпись "J. Holmstedt".

Вид норвежского фьорда, подписанный необычной подписью «J. Holmstedt»:

J. Holmstedt.

Вывод 2:

Сравнение подписей «H. Elmblad» и «J. Holmstedt»:

Во-первых, по-крайней мере, одна или две работы могут быть подписаны рукой другого художника (австрийца, норвежца или шведа?), но не А. Арнеггера.

Во-вторых, на мой взгляд, вероятность того, что работы, подписанные «J. Holmstedt», принадлежат кисти Карла Кауфманна не очень велика (я бы оценил её менее 50%).

С одной стороны, уже упоминалось отличие в написании символа «H» в подписи, с другой стороны, слитное написание символов в подписи присутствует только у подписей «Karl Schwartz» и «K. Schwartz», которые по информации справочников Artdata, являются псевдонимами Георга Фишхофа и у некоторых подписей «H. Rohr».

Любопытно также взглянуть на приведенные подписи «H. Elmblad», чтобы оценка этой вероятности стала ещё ниже, либо возник вопрос: не является ли эта подпись ещё одним псевдонимом К. Кауфманна.

подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "J. Holmstedt".
подпись "J. Holmstedt".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "J. Holmstedt".
подпись "J. Holmstedt".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "J. Holmstedt".
подпись "J. Holmstedt".

Кто же автор этой подписи?

Сравнение подписей «H. Elmblad», «C. Marchand» и «Charles Marchand»:

Итоги поиска: о таком художнике нет информации ни в одной из художественных энциклопедий (Tieme/Becker, Benezit, H. W. Singer). На момент, начала написания данной статьи, о таком художнике не знали ни Artprice, ни Artistsearch, ни Askart, ни Findartinfo, ни Hampel, ни многие другие (за время написания статьи информация появилась на Findartinfo и на Christie’s). На Artfact/Invaluable я нахожу три работы с этой подписью (без какой-либо информации о художнике) – все три – виды фьордов. Ещё одну работу нахожу на Dorotheum – снова фьорд (информация об авторе – H. Elmblad, конец 19 века). На сайте Mehlis – те же норвежские фьорды, с мнением, что это художник 20 века и работа выполнена в стиле Карла Кауфмана. Ещё один фьорд на Arcadja, ещё один фьорд на Icollector, специалисты которого считают, что это художник 19 века. Artnet и Eder добавляют ещё один инициал – H. F. Elmblad. Ни у кого никакой информации ни о дате, ни о месте рождения/смерти нет. При продаже двух (сейчас уже больше двух) картин антиквары (Richter-kafitz, eBay) отнесли эту подпись к руке К. Кауфманна.
Если сравнить подписи «H. Elmblad» с признаваемыми, как псевдонимы Карла Кауфманна, абсолютно всеми специалистами подписями «C. Marchand» и «Charles Marchand», то можно
отметить, что обе подписи выполнены, как правило, с лёгким наклоном (как налево, так и направо) и с похожим начертанием символа «d».

По прошествии двух лет с момента написания этих строк уже все работы с подписью «H. Elmblad» стали выставляться на продажу, как работы Карла Кауфманна. Определённое основание для этого есть – это сходный стиль исполнения. Но, кроме этого, среди последних, выставлявшихся на продажу работ, есть работы с иным, более характерным для Карла Кауфманна написанием символа «H» в подписи.

подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "C. Marchand 880".
подпись "C. Marchand 880".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "C. Marchand".
подпись "C. Marchand".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "H. Elmblad".
подпись "Charles Marchand Vienna 1886".
подпись "Charles Marchand Vienna 1886".

Примеры норвежских фьордов с подписью «H. Elmblad»:

Примеры подписей “Karl Kaufman” и “Karl Kaufmann”:

При сравнении подписей «H. Elmblad» с подписями «Karl Kaufman» и «Karl Kaufmann» можно отметить очень близкое по исполнению написание символов «m» и «a». В настоящее время на ряде сайтов эта подпись указана в списке псевдонимов К. Кауфманна.

 

Вывод 3:

1. Только с учётом мнения подавляющего большинства специалистов о том, что подпись «J. Holmstedt» принадлежит К. Кауфманну я оценил бы вероятность её принадлежности этому художнику, как чуть более, чем 50%.

2. Если работы подписанные «J. Holmstedt» принадлежат кисти К. Кауфманна, то, видимо, и работы подписанные «H. Elmblad» принадлежат ему же.

Я видел ещё один вид норвежского фьорда, подписанный «Holmstedt» с невянятно написанным символом перед фамилией, причём написание этой подписи отлично от написания подписей «J. Holmstedt». Сравнив, написание первого символа в этой подписи с первым символом в подписи «Ch. Laarsen», можно предположить, что, во-первых, читать эту подпись следует, как «C. Holmstedt», а, во-вторых, что обе подписи могут принадлежать одной руке.

Сравнение подписей «C. Holmstedt» и «Ch. Laarsen»:

Виды фьордов, подписанные «C. Holmstedt» и «Ch. Laarsen»: